На озере в калифорнийской долине Сакраменто корреспондент БИЗНЕСа испытал самый мощный из серийных гидроциклов — Sea-Doo RXP-X 255.

Шоу

Что представляет собой новый мощный аквабайк (см. «Гидроудар» на стр. 108) от BRP, корреспондент БИЗНЕСа смог узнать во время тест-драйва, который состоялся на озере Шаста, что в штате Калифорния (США) (см. «Островная жизнь» на стр. 107). Перед презентацией новейших разработок представители компании устроили для собравшихся журналистов своеобразное шоу. В небольшой пролив один за другим на большой скорости выходили катера и гидроциклы всего модельного ряда, производимого компанией BRP. А это около двух десятков различных моделей.
01_b

Как и принято в настоящем шоу, последняя разработка компании — сверхмощные гидроциклы Sea-Doo RXP-X 255 и Sea-Doo RXT-X 255 — были представлены последними. От своих собратьев по модельному ряду их легко можно было отличить по цвету и дизайну, специально разработанному под руководством Дениса Лапонтена, вице-президента BRP по дизайну, в собственном ателье BRP, расположенном в канадском Валькуре.

Для окраски флагмана модельного ряда гидроциклов дизайнеры из BRP создали комбинацию из двух цветов в стиле «техно». Это насыщенные «металлики» — «алюминий» и «бронза». Кроме того, от уже выпускаемых менее мощных аналогов RXT 215 и RXP215 новинки визуально отличаются новым как по форме, так и по конструктивным особенностям рулем, специальными противоскользящими «ребрами» в нижней части водительского сиденья и более рельефным дизайном передней части. Этот футуристический дизайн напоминает композицию из наложенных друг на друга элементов аэродинамической формы в виде вытянутых трапеций.

Для увеличения мощности применяемого ранее 215-сильного мотора Rotax 4-Tec конструкторы из BRP установили на него новый интеркулер (теплообменник), усовершенствовали турбину, благодаря чему ее производительность увеличилась более чем на треть. Кроме того, была разработана новая форма водозаборника.

Островная жизнь

Калифорнийское озеро Шаста находится в 20 мин езды на автобусе от административного центра одноименного округа — города Реддинга, расположившегося между горными цепями в северной части калифорнийской долины Сакраменто. К месту тест-драйва — небольшому острову Allie Cove, расположенному в восточной части озера, нужно добираться еще 15 мин на скоростных катерах, производимых (понятное дело!) компанией BRP. Здесь и находится основная база, представляющая собой три пришвартованных пароходика.
Карта озера Шаста

Озеро представляет собой одно из крупнейших в Калифорнии водохранилищ. Общая площадь его поверхности составляет около 30 тыс. акров (чуть более 120 кв.км). Огромная плотина, как ее здесь называют, Shasta Dam, стала на пути трех рек — Сакраменто, МакКлауд и Пит. В результате поднявшаяся вода оказалась запертой между горными цепями. Поэтому на озере редко встречается пологий берег (особенно летом, когда уровень воды понижается), а само озеро — это три петляющих между горами рукава.

Бремя выбора

Перед началом тест-драйва для журналистов был проведен непродолжительный инструктаж о правилах поведения на воде в штате Калифорния. Организаторы напомнили о значении специальных сигнальных флажков, часто устанавливаемых на различных плавсредствах, в большом количестве курсирующих по озеру, и о том, что, согласно закону штата Калифорния, максимальная скорость движения на воде не должна превышать 65 миль/ч (чуть более 100 км/ч). Кстати, за порядком на воде здесь следит водная полиция, патрулирующая озеро на быстроходном катере.
Sea-Doo RXP-X 255

После подгонки фирменного спасательного жилета BRP занимаю водительское место пришвартованного у берега аквабайка. Прежде чем нажать на кнопку «старт», необходимо было подключить своеобразный ключ зажигания, которых в небольшом ящичке, расположенном под приборной панелью, оказалось три — различных цветов. Оказалось, применять их следует в зависимости от желаемого режима эксплуатации. Например, один ключ используется в режиме обучения. С ним гидроцикл не так динамичен, не выдает полную мощность, дает возможность новичку привыкнуть к технике. Другой ключ позволяет эксплуатировать технику без всяких ограничений. А третий ключ предлагается как опция, если аквабайк используется в прокате. Понятно, выбираю «нормальный» ключ, который позволяет полностью прочувствовать динамику этого 255-сильного аппарата.

Кроме режима эксплуатации, в гид­роциклах Х-серии можно выбирать «угол атаки» водомета. Для этого с левой стороны руля предусмотрен специальный триммер (VTS) — двухпозиционная кнопка управления. Если задать максимальный угол (кнопка в верхнем положении), то при энергичном старте гидроцикл буквально выпрыгнет из воды. На работу ручкой управления акселератором гидроцикл реагирует пушечным ускорением. Кстати, эта ручка в данной модели, в отличие от собратьев по модельному ряду, расположена перед рулем. Работать ею нужно, прижимая к себе, как ручным тормозом в мотоцикле. У других моделей добавлять «газ» следует, прижимая ручку большим пальцем к рулю.
Структура рынка гидроциклов

Гидроудар

В 2008 г. исполнится 20 лет с того момента, как канадская компания Bombardier Recreational Products (BRP), основанная в далеком 1942 г. Жозефом-Арманом Бомбардье, начала производить водные мотоциклы, или, как их еще называют, гидроциклы либо аквабайки. В 1968 г. компания Bombardier изобрела первый водный мотоцикл, а в 1988 г. начала серийный выпуск гидроциклов под названием Sea-Doo.
Жозеф-Арман Бомбардье

Все это время компания оставалась лидером на мировом рынке гидроциклов, ее доля в производстве аквабайков сейчас составляет 47%. Как сказал в своем комментарии БИЗНЕСу продакт-менеджер BRP Филипп Норманд, «лидирующие позиции на рынке компания занимает в первую очередь благодаря инновационному подходу при созданию своей продукции». Положение лидера обязывает быть первым в технических возможностях техники. Поэтому особо досадным для BRP было появление год назад самого мощного из гидроциклов, когда-либо выпус­кавшихся серийно, — 250-сильного японского Kawasaki JET SKI Ultra 250X. В BRP с таким положением вещей, естественно, мириться не стали и в ответ разработали и запустили в производство новое поколение гид­роциклов — двухместный Sea-Doo RXP-X 255 и трехместный Sea-Doo RXT-X 255.

Мощность силового агрегата новинки (она обозначена последними тремя цифрами в названии модели), как нетрудно заметить, на 5 «лошадей» больше, чем у ближайшего конкурента. Что же касается индекса X, то отныне в модельном ряду компании BRP им будут обозначать самые мощные и продвинутые в техническом смысле модели во всех сегментах выпускаемой продукции (гидроциклы, квадроциклы, катера, снегоходы). Кстати, одна из последних инноваций BRP напрямую касается Украины. Дело в том, что, согласно заявлению представителей компании в Украине, в скором времени в рамках официальной дилерской сети начнет работать программа BRP Аssistance, в рамках которой будет оказываться всевозможная поддержка украинским владельцам техники BRP, приобретенной в официальной дилерской сети. В этой же сети в скором времени появятся и упомянутые выше Sea-Doo RXP-X 255 и Sea-Doo RXT-X 255.

Стихия

Уже после первых минут за рулем аквабайка становится очевидно, что затея с ключами не пустячная — чтобы эксплуатировать этот «снаряд» в максимальном режиме, нужно обладать хорошей физической подготовкой. Но, несмотря на недюжинные динамические возможности, на любых скоростных режимах гидроцикл оказался удивительно устойчивым. В этом не раз пришлось убедиться, попадая в кильватерный след снующих по озеру туристических пароходиков и многочисленных катеров. В такой ситуации гидроцикл хотя и потряхивало при фронтальном столкновении с водой, но на заданной траектории движения это почти никак не сказывалось. Главное — прочно держаться «в седле». Кстати, в квадроциклах Х-серии для этого предусмотрена масса новых дополнительных элементов. Например, противоскользящие «ребра» в нижней части водительского сиденья, шероховатая оптимальная по форме площадка для ног.
Sea-Doo RXT-X 255

Впечатлило возвращение на базу после небольшого путешествия в сторону устья реки МакКлауд. Казалось, что петляющее между гор озеро вот-вот закончится за ближайшим утесом.

Но озеро все не кончалось, чего не скажешь о времени, остававшемся до захода солнца. Плотный встречный ветер нагонял мелкую рябь. Чтобы успеть засветло, пришлось увеличить скорость. В режиме, когда электронная стрелка спидометра перевалила за отметку 70 миль/ч, серебристый Sea-Doo на удивление плавно скользил почти по самому гребню волны. И если бы не потряхивания, как при быстрой езде на машине по мелкой брусчатке, казалось бы, что этот мощный гидроцикл буквально парит над водой.

От своих менее мощных аналогов RXT 215 и RXP 215 новинки визуально отличаются новым рулем
От своих менее мощных аналогов RXT 215 и RXP 215 новинки визуально отличаются новым рулем
и специальными противоскользящими «ребрами» в нижней части водительского сиденья
08
Ручка управления акселератором расположена перед рулем. Работать ею нужно, прижимая к себе, как ручным тормозом в мотоцикле
09

На сравнительно небольшой по размеру приборной панели гидроцикла нашлось место для крупных циферблатов электронных тахометра и спидометра. Кроме них имеются указатели уровня топлива, температуры двигателя и т. д.
10